Главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. cв. места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при имп. Адриане (117-138) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «оскверненной земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня (Euseb. Vita Const. III 26). Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных имп. Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326). Император руководил работами через Иерусалимского еп. Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» (Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма] // Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К., свящ. Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22).
Возведение храма и связанное с ним обретение святынь стали центральными событиями христианства. Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христ. иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.
Основным источником для реконструкции предыстории храма со II по нач. IV в. и истории строительства является жизнеописание равноап. имп. Константина, составленное Евсевием Кесарийским (Euseb. Vita Const. III 34-39) вскоре после кончины императора (337); намерение дать полное описание храма Евсевий не исполнил (Ibid. IV 4-6).
Также сохранились сведения в сочинениях отцов Церкви, в многочисленных ранневизант. и средневек. хождениях паломников, в более поздних записках путешественников. Представление об иконографии раннего периода храма дает карта Иерусалима в напольной мозаике ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания, VI в.) и, возможно, мозаика в ц. Санта-Пуденциана в Риме (нач. V в.), где изображена внешняя зубчатая ограда храма (?) (о более поздней иконографии см. в ст. Гроб Господень, разд. Архитектурная история).
Важный источник сведений об устройстве храма - наблюдения, сделанные при археологических раскопках и архитектурных реставрациях кон. XIX-XX в. В нач. XX в. Н. П. Кондаков подчеркивал значение храма как памятника, стоящего во главе истории восточнохрист. и древнехрист. искусства (Кондаков. 1904. С. 143).
Наиболее обоснованной среди работ XIX в. была реконструкция Р. Уиллиса (опубл. в 1849), использовавшего первые натурные обследования Иерусалима, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план, изданный в России. В 1865 г. Ч. Уилсон опубликовал новый, но недостаточно точный обмерный план храма. На протяжении 80-90-х гг. XIX в. вокруг храма много работал К. Шик (результаты опубл.). В кон. XIX-ХХ в. систематизацию всех видов источников осуществили Ф. М. Абель и Л. Ю. Венсан, их материалы использовали авторы, писавшие о храме вплоть до сер. ХХ в. Большое внимание уделялось и анализу ранней иконографии храма (работы Г. Дальмана, А. Грабара и др.). Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным. Лишь в 60-70-х гг. XX в., с началом проведения реставрации и сопряженных с нею раскопок, Дж. Уилкинсон смог воссоздать картину поэтапного развития храма в серии планов и аксонометрий, а накопление натурных данных и публикация источников привели к более надежным архитектурным версиям и реконструкциям, основанным на последних обмерах (Т. Болл, Ш. Куаснон, С. Эшли, М. Биддл).
В 60-х гг. XX в. реставрационными работами руководил франц. архит. Куаснон и глава археологической службы Латинского Патриархата В. К. Корбо. Работы с 1963 г. велись в сотрудничестве с Греческим и Армянским Патриархатами; позже в храме работали греч., франц., испан., англ. ученые. Надзор за реставрацией 60-х гг. XX в. вело «Объединенное техническое бюро» - группа архитекторов, представлявшая интересы основных общин храма. Программы работ на участках разных конфессий принимались после утверждения всеми. В 1961 г. были прорезаны 13 траншей до фундамента и дренажный туннель по оси «север-юг» от францисканского мон-ря до цистерны, находящейся под площадью перед входом в храм. В 1960-1969 гг. Корбо вел исследования в католич. частях храма: в сев. вестибюле ротонды и галерее над ним, в ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии и во всех помещениях францисканского мон-ря, примыкающих к ней с севера и востока, в сев. галерее под т. н. Аркадами Девы и в ц. Обретения Креста. В 1966 г. Армянская Церковь начала раскопки в юж. части храма и к востоку от ц. св. Елены.
С 1975 по 1981 г. раскопки продолжались под рук. М. Броши; о. Флорентино Диас Фернандес (Испания) исследовал этот участок на последнем этапе работ, он также вел раскопки к востоку от Голгофы. В 1970 г. представители греч. правосл. Церкви работали в кафоликоне под рук. архит. А. Экономопулоса, в 1977 г.- в вост. части Голгофы (вместе с Х. Кацимбинисом). После 30 лет работ (несмотря на невысокий с т. зр. профессиональной археологии уровень) были получены первые довольно противоречивые сведения о стратиграфии участка и остатках ранневизант. и средневек. комплексов храма, суммированные Куасноном (опубл. отдельной книгой), и более обоснованная реконструкция Корбо, введшего в научный оборот отчеты о раскопках.
История храма и места, где он поставлен, постепенно проясняется, однако в топографии, датах и атрибуции отдельных частей комплекса остается мн. вопросов. Исследования фрагментарны, их организации мешает разделение ответственности между Церквами, заключения доверяются разнородным по конфессиональному составу и уровню подготовки исследователям. Их интерпретация вызывает критику и порождает противоречащие друг другу версии реконструкции. Но по ряду позиций выводы авторов совпадают.
Храм был освящен 17 сент. 335 г., а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает Бурдигальский итинерарий (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизант. период (с 325/6), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под рук. свт. Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 г. халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизант. период (1009 - 50-е гг. XI в.); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII вв.); реставрации XIX - нач. ХХ в.:, работы греч. архит. Николая Комнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европ. держав (60-е гг. XIX в.); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода брит. мандата (1922-1948) до наст. времени.
Ранневизант. период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при имп. Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р. Х. К началу рим. периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывш. карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия зап. склона; в кон. XIX в. вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница св. Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы имп. Адрианом, локализуют с сев. стороны открытого форума, помещаемого в сев.-вост. точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних рим. кладок, к-рые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи имп. Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны зап. возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христ. храма.
Общая площадь комплекса в IV в. была близка к 1,4 га. В нем выделяют следующие структуры, описанные еще Евсевием Кесарийским: Анастасис (Гроб Господень и окружающая его ротонда); Трипортик (внутренний двор, обведенный колоннадой с севера, востока и юга); т. н. Мартирий (базиликальная церковь); атриум (главный двор перед церковью, выходящий на главную улицу (кардо максимус)).
Вход в храмовый ансамбль находился с вост. стороны от кардо максимус, широкие ступени (изображены на мозаичной карте из Мадабы) вели к 1-му атриуму, откуда через 3 входа, центральный и 2 боковых (обнаружены 2 проема), можно было попасть в Мартирий. К западу от него, перед Гробом Господним, был еще один открытый двор (2-й атриум), с 3 сторон окруженный колоннадой. В его юго-вост. углу возвышалась Голгофа (на ней позже был водружен символический крест, а вблизи воздвигнута часовня). Гроб Господень находился западнее, за 2-м атриумом. Первоначально гробница, видимо, представляла собой отделенную от склона скалу с вырубленной в ней пещеркой. Уже к концу правления имп. Константина гробница была окружена ротондой диаметром ок. 35 м с деревянной крышей в виде шатра (ее стена сохр. как основание совр. ротонды). Это сооружение с кон. IV в. часто называли по посвящению престола - Анастасис (греч. ἀνάστασις - Воскресение).
I. Мартирий. Фундаменты этого базиликального сооружения, архитектурно оформившего места, свидетельствующие о Страданиях Христа, Его Крестной Смерти и Воскресении (название «Мартирий» от греч. τό μαρτύριον - свидетельство, доказательство), обнаружены в ц. св. Елены (арм. часовне св. Вардана), к востоку от Голгофы, в алтаре совр. греч. кафоликона (основание апсиды). Они уходят глубоко, опираясь на скалу и засыпку карьера, в нек-рых местах пересекая древние стены рим. периода. Открытая часть апсиды базилики позволила определить, что ее ось проходит немного южнее оси ротонды. Благодаря этим раскопкам можно прояснить описания Евсевия и детально реконструировать Мартирий.
5-нефная базилика (размер в плане 58,5×40,5 м) в отличие от общепринятой позже в христианстве ориентации храмов на восток была направлена на запад, к Гробу Господню с небольшим отклонением на юг. Центральный неф (ширина нефа, определенная боковыми стенами ц. св. Елены, 13,3 м) был перекрыт свинцовой кровлей по деревянным балкам, освещался рядом высоких клересторий (окон) и через двойные боковые нефы, колонны к-рых поддерживали верхнюю галерею (хоры). Во всех 4 рядах опор, согласно Евсевию, использовались колонны разного типа. Стилобатная стена сев. из центральных рядов колонн открыта в ц. св. Елены и в др. местах. Юж. стена - бывш. стилобат колоннады, отделявшей средний неф от юж. бокового (ее зап. продолжение обнаружено на востоке скалы Голгофы наряду со стилобатной стеной колоннады, разделявшей юж. боковые нефы). В стилобатах использованы камни из разобранного храма Венеры.
Над апсидой базилики помещался купол, над престолом в апсиде стоял киворий. Его окружали 12 колонок с серебряными капителями в виде чаш, подаренными имп. Константином (согласно Иерусалимскому бревиарию 500 г., колонки были мраморными). Возможно, именно киворий виден на карте из Мадабы над зап. частью базилики, а не ротонда храма. Купол мог иметь барабан с боковыми окнами (на мозаике видны проемы с его вост. стороны).
Мартирий был возведен на насыпи, скрывшей неровности древнего каменного карьера. С кардо максимус к базилике нужно было подниматься по ступеням, а нижние части стен были видны со стороны двора. Общая высота субструкций здесь более 7 м над скальным основанием; по стене одной из них проходит сверху вниз дренажная труба; одна из стен в ц. св. Елены и часовне св. Вардана сохранилась на высоту 10,35 м над скальным основанием. Но эти кладки, обнаруженные при раскопках, относятся к субструкциям, лежавшим ниже пола базилики. Минимально возможная расчетная отметка для полов (ок. 756 м относительно уровня моря) более чем на 2,5 м выше уровня двора вокруг Гроба Господня и близка к верхней точке скалы Голгофы.
Венсан и Абель утверждали, что подземные храмы (св. Вардана и Обретения Креста) - части крипты древней базилики. Куаснон предположил, что существовал крытый ступенчатый проход вдоль юж. стены вниз, в ц. Обретения Креста. По мнению Корбо, археологически ни одна из гипотез не подтверждена, напротив, пещера ц. Обретения Креста блокировалась с востока продолжением юж. стены стилобата, а пространство ц. св. Елены в эпоху имп. Константина было засыпано грунтом. Стена VI в. в часовне св. Вардана поставлена для укрепления нависающего скального потолка, а над ней должна была пройти стена, отделявшая внешний атрий от базилики.
В 1970 г. Армянский Патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды ц. св. Елены (она же арм. ц. св. Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на вост. краю комплекса, из нее вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится ц. Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в к-рое был закрыт еще в античности (эта новая часть ц. Обретения Креста получила название часовни св. Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего: в кладке использованы, камни зданий эпохи имп. Адриана (строители IV в. сооружали стены не на фундаментах эпохи Адриана) и тщательно вытесанные квадры периода Второго храма.
На одном из гладких каменных блоков было обнаружено изображение торгового судна рим. периода с надписью, прочитанной как «Domine Ivimus». Предполагается, что она восходит к древнелат. тексту псалма (Пс 121. 1) «In domum Domini ivimus» («Пойдем в дом Господень») и сделана паломниками с Запада, посетившими святыню, когда фундаменты базилики только возводились, хотя как прочтение надписи, так и ее трактовка оспариваются (Ш. Гибсон, Дж. Тейлор). На комплекс базилики переносились иногда атрибуты ветхозаветного храма: по свидетельству зап. паломницы Эгерии (кон. IV в.), здесь уже в IV в. хранили «кольцо Соломона», помогавшее ему при строительстве Первого храма; двор Мартирия иногда называли местом «изгнания торгующих из храма».
II. Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни свт. Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, имп. Констанций II). Кондаков относил время строительства к первым 50 годам осуществления программы имп. Константина. Куаснон выделял 2 строительных этапа: на 1-й стадии гробница была мавзолеем посреди открытого двора, окруженного колоннами, работы по сооружению ротонды были завершены только к сер. IV в. С этим не согласился Корбо, полагавший, что Анастасис сразу был задуман как крытая постройка и завершен в эпоху имп. Константина. Единое мнение ученых существует только относительно плана ротонды, но в вопросе о реконструкции ее верхней части в IV в. мнения ученых расходятся. По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция к-рого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Считается, что завершение здания было купольным, хотя ни письменные, ни археологические источники этого не подтверждают. Изображение на карте из Мадабы, не позволяющее точно определить вид постройки (ротонда? киворий?), дает представление только о том, что ротонда не была высокой и имела уплощенную кровлю, как в баптистериях Равенны.
Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи - многоугольная, но выше частей IV в. достройка XI в., к-рую отделяют от первоначальной неск. рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены - концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, к-рая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды).
2 колонны (высота каждой 3,5-3,6 м) ротонды ранее принадлежали одному стволу, разрезанному, по мнению Куаснона, только в XI в., при восстановлении храма, т. е. первоначальные опоры ротонды, включая базу и капитель, возвышались примерно на 10,5 м (что отвечает сохранившейся высоте стены ротонды), над амбулаторием не было галерей. Крышу несли легкие деревянные балки, а центральный объем над Гробом Господним, поднятый на значительную высоту, был увенчан куполом. Эта реконструкция в основных чертах восходит к рим. мавзолеям. Корбо полагал, что колонна была изначально, еще во время имп. Константина, разрезана на 2 части и 6 таких колонн когда-то украшали фасад языческого храма. В соответствии с этим мнением высота колонн эпохи имп. Константина, как и сегодня, составляла 3,5 м, а галерея, подобная современной, имела деревянные перекрытия. Однако фрагментов предполагаемой галереи IV в. не найдено.
При раскопках внутри ротонды на линии от юж. до сев. апсиды обнаружили остатки стены, служившей, возможно, основанием алтарной преграды. Главный вход располагался на вост. фасаде; боковых входов было 4, по 2 с каждой стороны. В сев.-зап. углу ротонды открыты кладовые для хранения, цистерна и 2 масличных пресса (снабжение маслом было важнейшей потребностью храма, особенно для освещения ночью).
III. Голгофа. Точные сведения об этой скале и следы ее почитания как места Крестной Смерти Иисуса Христа сохранились только от V-VI вв. (о локализации места Распятия см. в ст. Голгофа). В VI в. на Голгофе показывали сложенный из камней «алтарь Авраама». В VI-VII вв. наглядно оформились представления о существовании под скалой Голгофы «пещеры Адама», археологически мало изученной. Небольшое углубление в скале, в к-ром видят «могилу Адама», при строительстве имп. Адриана было закрыто опорной стеной и не могло почитаться. В IV в. строители сломали стену примерно на 70 см ниже совр. пола пещеры, но никак ее не оформили (в нее выходила изнанка кладки). Очевидно, обустройство «пещеры Адама» принадлежит патриарху Иерусалимскому свт. Модесту (местоблюститель в 614-628, патриарх в 630-634), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу лат. королей (подробнее см. в ст. Голгофа).
IV. Баптистерий упоминают Бурдигальский итинерарий, свт. Кирилл Иерусалимский, Эгерия и др. Бурдигальский итинерарий отметил «цистерну замечательной красоты и величины и, кроме того, ванну, где крестят детей». Свт. Кирилл Иерусалимский пишет, что баптистерий имел внешний зал для катихуменов, к-рые шли оттуда в бассейн, а Эгерия - что детей после крещения вели прямо в ротонду (следов., они были связаны напрямую). Куаснон также помещает крещальню юго-западнее ротонды, на месте 3 греч. часовен XI в., к-рые мало исследованы (считают, что их фундаменты сохранили фрагменты прежде находившихся здесь рим. терм с характерным 3-частным делением). Корбо, указывая на ряд находок (среди них - купель), предложил искать баптистерий к северу от ротонды, перед Патриархатом. Венсан и Абель считали, что баптистерий находился под 3 средневек. капеллами на зап. стороне храма. А. Боас полагал более вероятным, что он находился с юж. стороны комплекса (карта из Мадабы показывает здесь квадратное здание с щипцовой кровлей и 2 дверями, ведущими на открытую площадку с востока - вероятно, это баптистерий) или дальше к западу, там, где под юж. атриумом храма открыты остатки стен и мощения эпохи имп. Константина или большая цистерна под мон-рем св. Авраама (Куаснон позже допускал, что это могут быть остатки бани имп. Адриана, обращенные в баптистерий).
V. Ризница храма, где хранились реликвии (Животворящий Крест, «титул», т. е. надкрестная дощечка с надписью: «Царь Иудейский» на 3 языках, копье и губа, чаша Тайной вечери, святыни, связанные с Богородицей), помещалась сначала в атриуме базилики, слева от входа («Паломник Пьяченцы в Святую землю» (570) и Иерусалимский бревиарий (530) описывают ее местонахождение слева от входящего в базилику с востока). Пройдя портал, паломники видели перед собой хранилище Креста и лишь затем входили в базилику.
К кон. VII в. реликвии хранили между ротондой и Мартирием (в него, видимо, были перенесены службы, ранее совершавшиеся во внешнем атриуме). Ок. 614 г. свт. Софроний Иерусалимский упоминает хранилище с мн. святынями (губа, трость, копье) в верхнем ярусе, из к-рого можно было видеть поющий хор в нижней части базилики. Мон. Епифаний описал это же хранилище над дверями, ведущими в базилику с запада, т. е. в ее апсидной части. Видимо, именно ее Адамнан в кон. VII в. поместил между ц. Голгофы и Мартирием. Храм вокруг Голгофы построен ок. 614 г., т. о., верхняя комната, пристроенная к базилике, воспринималась как лежащая между базиликой и церковью Голгофы.
VI. Трипортик (название Корбо), большой открытый внутренний двор западнее Мартирия, согласно Евсевию, был окружен с 3 сторон колоннадой. Голгофа помещалась в его юго-вост. углу, а эдикула - в зап. части. Двор разгораживала стена, имевшая 8 дверных проемов (возникла до 381) - видимо, это т. н. двери Анастасиса, открывавшиеся ежедневно с криком петуха. Пол ротонды был немного выше мощения двора эпохи имп. Константина, в ротонду из трипортика вели 3 ступени.
VII. Внешний атриум. Евсевий Кесарийский описал колоннаду во внешнем атриуме, но ее следов пока не обнаружено.
В комплекс храма входили и др. сооружения. 2-этажные здания к северу от Анастасиса и внутреннего двора Куаснон определил как монастырские кельи, а Корбо - как резиденцию патриарха.
В 614 г. первый храм был разрушен при нашествии на Палестину войск персид. шаха Хосрова; дальнейшая судьба комплекса прослеживается скорее по письменным, нежели по натурным, материалам. Уже в 615 г. свт. Модест при помощи свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Ок. 670 г. паломник еп. из Галлии Аркульф описал Анастасис как круглую церковь с 3 стенами; на средневек. картах их изображают именно как 3 концентрические окружности, но их следы археологически не выявлены. Вместо одного большого храма было сооружено 4 маленьких, к-рые существовали почти 400 лет, но материалы этого периода археологии известны плохо.
Мартирий простоял до 1009 г., когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и др. ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию (подробно см. в ст. Гроб Господень).
Основной этап реставрации храма связан с визант. императорами: восстановление Г. Г. х. оговаривалось в мирном договоре 1035-1038 гг. между Византией и халифатом Фатимидов. Согласно хронисту архиеп. Вильгельму Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы завершились к 1048 г. Визант. источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже имп. Роман III Аргир (1028-1034) стремился взять восстановление храма под свой контроль. Писатель-мелькит Яхья ибн Саид из Антиохии († ок. 1066), описывая переговоры Романа III с аз-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором храма. Отложенный со смертью Романа (1034) и аз-Захира (1036) договор вступил в силу в 1037 г., при Михаиле IV Пафлагонце (1034-1041). Сир. и араб. источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 г. подтверждается Насиром Хосровом, к-рый видел храм весной 1047 г. во всей красе: «Огромное здание... способное вместить до 8 тысяч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины, изображающие Пророков». Р. Остерхут, изучая Г. Г. х., отметил, что здесь работали мастера из К-поля, к-рые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды Г. Г. х.
связаны со строительной деятельностью крестоносцев и являются временем наиболее существенных изменений в архитектуре храма. В этот период сложилась основа его совр. облика. В июле 1099 г., когда крестоносцы вошли в Иерусалим, храм состоял из ротонды с конической крышей со световым отверстием-окулусом, с апсидами на сев., юж. и зап. сторонах и с новой капеллой к востоку. Восточнее находился атриум с 3 дополнительными капеллами и с Голгофой в его юго-вост. углу. Южнее ротонды располагались 3 новые капеллы, вход вел уже не с востока, как в визант. период, а с юга, через двор и портик.
Зап. архитекторы приступили к перестройке не сразу: в 1106-1107 гг. игум. Даниил в «Хождении...» описал храм как круглый, а Голгофу как отдельное здание с мозаикой. В 30-х гг. XII в. Рорго Фретеллус также писал о круглой церкви с 4 входами, но отметил, что строительство нового храма идет «на восход солнца», там, где имп. Елена обрела Животворящий Крест. Раздельное обозначение святынь показано на ранних картах крестоносцев, и только карта из Камбре (не ранее сер. 60-х гг. XII в.) дает вид законченного храма с башней колокольни.
Поскольку храм являлся центром паломничества, франки собрали в его проекте лучшее из накопленного в области устройства паломнических церквей в Европе XI-XII вв., особенно на путях из Франции к Сантьяго-де-Компостела. Соборы этой паломнической трассы (Сен-Мартен в Туре, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сент-Фуа в аббатстве Конк, Сен-Сернен в Тулузе) существенно отличались от обычных городских соборов романской эпохи. Они имели широкие боковые нефы, столь же широкий трансепт, амбулаторий с радиальными капеллами вокруг апсиды, дополнительные капеллы по вост. стене трансепта - это позволяло большому потоку паломников легко передвигаться в храме, давало свободный доступ в капеллы трансепта и амбулатория для служения месс и для поклонения святыням.
Строить собор стандартного плана в Иерусалиме было нельзя, т. к. он должен был объять многочисленные св. места. Первым был Гроб Господень и его ротонда; от нее до др. святынь, помещавшихся к востоку, оставалось мало пространства. В результате архитекторы изменили размер нефов, построив к востоку от ротонды купольный хор. Он имел 2 травеи с трансептным пересечением на купольной зап. травее; вост. травея вмещала главный алтарь (как и на западе); амбулаторий обогнул вост. алтарь и получил 3 радиальные капеллы (св. Лонгина Сотника, Разделения риз и Тернового венца). Главный вход вел теперь с юж. стороны почти прямо в трансепт.
Существенные изменения были внесены при крестоносцах и в оформление главных святынь храма, Кувуклии и скалы Голгофы (значение к-рой в средние века возросло в связи с представлением о том, что скала была также местом Жертвоприношения Авраама).
Новое оформление Голгофы дошло до наст. времени достаточно полно, не сохранились мозаики (сохр. только фрагмент), посвятительная надпись на фасаде 1149 г., первоначальный вход в церковь по внешнему лестничному маршу и через «капеллу франков», построенную с вост. стороны фасада (закрыт, видимо, при Салах-ад-Дине). Позже была добавлена лестница с 2 маршами с запада, позволяющая направлять поток паломников, поднимавшихся в церковь и спускавшихся из нее.
При крестоносцах были оформлены также часовни Христовой темницы, Цепей и Явления ученикам.
В вост. половине юж. крыла трансепта построили 2-этажную капеллу с 4 травеями с крестовыми сводами для соединения Гроба Господня с Голгофой в одной церкви. Под Голгофой, в часовне Адама, можно было теперь видеть расщелину в скале. Здесь же крестоносцы устроили места погребений для своих королей, тем самым включив их в библейско-христ. традицию и легализовав их власть над Св. землей. Эти погребения всегда привлекали пилигримов, но плохая сохранность заставила разобрать их после пожара 1808 г. Одна из гробниц, Балдуина V, сохраняется в реставрированном виде в Музее Греческой Православной Патриархии Иерусалима.
Др. портал соединил с запада ротонду с улицей (со стороны Патриархата), многие упоминают его как дополнительный вход; в наст. время он заложен, но, видимо, имел тот же декор, что и главный. Он мог вести только в верхний ярус (уровень улицы гораздо выше уровня двора и 1-го этажа храма). Упоминают и 3-й вход (двери Св. Марии) с севера, от к-рого надо было спуститься на 30 ступеней вниз.
Движение паломников по храму от часовни к часовне было хорошо организовано. Из амбулатория между вост. и юж. часовнями широкий марш лестницы вел в ц. св. Елены - купольную, квадратную, с 2 апсидами в вост. конце и с дальнейшим спуском на том месте, где должна быть 3-я (юж.) апсида. По лестнице (вдоль ее стен сохр. огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях) спускались в цистерну, или пещеру, известную как ц. Обретения Креста, где имп. Еленой был найден Животворящий Крест и, по нек-рым источникам, Терновый венец, гвозди и молоток Распятия. Сюда как бы передвинута та юж. апсида, к-рая прорезана спуском (хотя оформление и положение ее иное, чем у апсиды на уровне ц. св. Елены). За ц. св. Елены размещался клуатр каноников Гроба Господня.
Заняв Иерусалим, султан Салах-ад-Дин не стал разрушать храм, но закрыл его на время. Он заменил лат. клир греческим; перестроил входы, сократив доступ в храм паломников (закрыл вост. портал главного входа, вход через «капеллу франков»; зап. вход с улицы Патриархов на галерею ротонды); уменьшил высоту колокольни (и, возможно, снял колокола). В дальнейшем здание, несмотря на значительные пожертвования (напр., в 1555 папы Юлия III и имп. Карла V с разрешения султана Сулеймана), приходило в упадок.
От нижних уровней была переложена эдикула; в новом стиле, близком к оттоманскому барокко, перестроили часовню Ангела, свод погребальной камеры, внешние стены и купол. Копт. часовня была уничтожена греками, но по повелению султана восстановлена к 1818 г. В 1868 г. переделан купол ротонды и закрыт его окулос. В 1-й пол. ХХ в. храм находился в плохом состоянии, к-рое усугубили землетрясение (1927) и пожары (1937; 1948-1949, в первую израильско-араб. войну пострадал также от снаряда израильской армии, и погибла часть свинцовой кровли).
В марте 1947 г. инженеры правительства брит. мандата укрепили эдикулу, стянув ее снаружи стальной арматурой. После пожара 1949 г. правительство Иордании договорилось с представителями 3 христ. конфессий (Греческой Православной, Римско-католической и Армянской), контролировавших святыню, о необходимости проведения реставрации и раскопок. В 1952 г. была созвана 1-я из предварительных 3-сторонних комиссий по выработке проекта ремонта храма. В 1960 г. начались археологические работы, с 1968 по 1980 г.- восстановительные. По завершении основного объема ремонтных работ, в 1977 г., приступили к реконструкции купола, к-рый представляет собой систему стальных арок, скрытых тонким слоем армированного бетона, снаружи - свинцовое покрытие; окулос застеклен.
Название «храм Гроба Господня», ставшее общепринятым в описаниях Иерусалима, является западноевроп. по происхождению (от лат. sepulcrum - могила, гробница). Правосл. греки и арабы и ныне называют храм первоначальным его именем «Анастасис» - «Воскресение».
С т. зр. церковной юрисдикции храм находится в совместном владении и под совместным управлением неск. христ. конфессий. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом 1757 г., подтвержденным фирманами 1852 и 1858 гг. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). «Стражами и хранителями дверей храма» является с 1246 г. мусульм. семейство Нусейбе.
Православная Иерусалимская Церковь помимо совместных прав на Кувуклию (литургию на Гробе Господнем в строго определенной последовательности совершают в 1 ч. ночи православные, в 4 ч. утра - армяне, затем - католики) внутри храма владеет верхним ярусом галерей ротонды, соборной ц. Воскресения (кафоликоном), сев. приделом Голгофы, приделами Богородицы Скорбящей и Уз Христовых в сев. аркадах, cв. Лонгина Сотника и Тернового венца в амбулатории за алтарем кафоликона, подземной часовней Обретения Креста (совместно с католиками) и приделом Адамовой главы под Голгофой. Католич. Церкви в лице Кустодии Св. земли принадлежат: сев. половина 2-го яруса ротонды, ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии, престол cв. Марии Магдалины, сев. галерея (Аркады Девы), подземная часовня Обретения Креста (совместно с православными) и юж. придел Голгофы. Во владении Армянской Церкви находятся 8 южных из 16 колонн ротонды, юж. половина 2-го яруса ротонды (с храмом Второй Голгофы), место Трех Марий у входа на галерею и престол св. Жен-мироносиц в юго-вост. части ротонды, придел святых Никодима и Иосифа Аримафейского к западу от Кувуклии и придел Разделения риз в амбулатории, подземные ц. свт. Григория Просветителя (греч. название ц. cв. Елены) и часовня cв. Вардана в вост. части комплекса. Копты владеют небольшой часовней, пристроенной к зап. части Кувуклии. Эфиопам принадлежит ц. Четырех священных животных (за Голгофой) и мон-рь на кровле ц. св. Елены (еще в нач. XIX в. им принадлежала сама ц. св. Елены, отошедшая армянам). Сиро-яковиты имеют лишь право служить по воскресным и праздничным дням в приделе св. Никодима, считающемся в наст. время собственностью армян. Камень помазания находится в общем владении.
Фасад храма со стороны входа (юж. сторона) - типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме). Справа перед входом в храм (правая дверь заложена при Салах-ад-Дине) - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д'Обинье, сопровождавшего герм. имп. Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 г.
Колонна Св. Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева, расколотая почти наполовину. Согласно греч. преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей б-ки А. И. Пападопуло-Керамевсом, в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апр., на неделю раньше, чем армяне) тур. власти по настоянию арм. эпитропа (наместника), заперли храм, не допустив православных на службу Св. Огня. По молитве правосл. верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митр. Вифлеемским Парфением и архиеп. Газским Афанасием (патриарха Феофана IV не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Св. Огонь (Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г. // ППС. 1894. Т. 13. Вып. 2(38). С. 19-23; о др. версиях предания, с различными датировками и дополнительными подробностями, содержащихся в рассказах инока Серапиона (1830) и иером. Парфения (Агеева; 1845), см.: Румановская. С. 49-50, 73-74).
В правом, сев.-вост. углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда в лит-ре упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как рим. солдаты делили между собой одежды Распятого. Под католич. приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в греч. парекклисион прп. Марии Египетской.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах к-рой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому («Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-греч. на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под визант. образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем - 8 лампад (4 - греч., 2 - арм., 1 - лат., 1 - копт.).
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
От Камня помазания паломники проходят влево, под своды ротонды, к часовне Гроба Господня, или Кувуклии. Вход в Кувуклию фланкируют невысокие мраморные преграды со скамьями, за к-рыми стоят высокие канделябры, принадлежащие католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады, число к-рых определяется условиями status quo: 13 правосл., 13 лат., столько же арм. Одно из украшений Кувуклии - рус. резная серебряная сень 1-й пол. XIX в. с 12 иконами св. апостолов, выполненными в технике ростовской финифти. В 2004 г., по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти заменены новыми (изготовлены по совр. технологии ростовской фирмой А. Рудника).
Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в 3 ряда - по числу основных исповеданий. В сев. и юж. стене - овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное - для армян, северное - для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку арх. Гавриил (по надписи), вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Пещера Гроба Господня - небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В зап. части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения - от каждого из христ. исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии - греч. архит. Н. Комниноса, замученного турками в К-поле в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.
В зап. части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По арм. источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впосл. армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из мон-рей в Египте. Копт. монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в зап. части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С визант. времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына егип. хедива Мухаммада Али.
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 г. в целях укрепления конструкции зап. столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с юж., зап. и сев. сторон. Юж. часть принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской Церкви, Пресв. Дева в момент Распятия. Предполагают, что в визант. период часовня Пресв. Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте совр. Камня помазания.
Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между арм. и католич. общинами. Галереи сев. стороны принадлежат католикам, южной - армянам (на арм. стороне на галереях расположены 2 церкви). 3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит правосл. грекам. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из к-рых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола.
На галерее находится арм. церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма является фрагмент колонны, к-рый арм. предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19. 1-3). Второй престол храма посвящен свт. Макарию, патриарху Иерусалимскому, при к-ром совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.
В зап. апсиде, напротив часовни коптов, расположен арм. придел св. Никодима, принадлежавший ранее Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Небольшой проход в юго-зап. стене ведет к 2 гробницам (тип древнеевр. ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Сев. часть ротонды принадлежит католич. Церкви. Вблизи Кувуклии расположен престол св. Марии Магдалины. Над ним, на вост. стороне столба,- совр. литой рельефный образ с изображением встречи св. Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.
Католикам принадлежит также ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии. Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой Колонны бичевания (высота 0,75 м), к к-рой, по преданию, был привязан Христос, избиваемый рим. воинами по приказу Пилата (по греч. версии предания, Колонна бичевания находится в патриаршем храме вмч. Георгия Победоносца в Фанаре в К-поле). Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из зап. части храма можно пройти во францисканский мон-рь, пристроенный к сев. части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на к-ром, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
Справа от капеллы францисканцев массивная дубовая дверь ведет в католич. сакристию (ризницу), где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида - командующего армией крестоносцев, освободителя Иерусалима в 1099 г. Эти реликвии используются при традиц. церемонии посвящения лат. патриархом в рыцари Св. Гроба.
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, называемой так в память о восстанавливавшем в 1048 храм визант. имп. Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греч. языке: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на к-рых до 1917 г. размещались при торжественных богослужениях консулы и др. почетные представители главных правосл. держав - России и Греции.
Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из неск. обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (правосл. и католич.) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греч. перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической т. зр. было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для правосл. богослужения.
Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над зап. его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его вост. части (троны Патриарха Иерусалимского у юж. столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом - галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются неск. приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
В вост. конце галереи расположена правосл. часовня, обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова, впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее XV в. Это не археологическая реконструкция, но архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней св. жен-мироносиц, а рус. богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» (XIX в., с 1986 почитается чудотворной). Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнеевр. гробница; по др. версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cв. жены-мироносицы.
В амбулатории, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, правосл., посвящен св. Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27. 54).
Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19. 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (на Голгофе существует католич. престол того же посвящения).
Близ лестницы, уходящей вниз к ц. св. Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию (древнейшее свидетельство датируется 1384), на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27. 29). По свидетельству рус. паломников сер. XIX в., тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца (Леонид (Кавелин), архим. С. 86).
Подземная ц. св. Елены в наст. время принадлежит армянам, к-рые приобрели ее, по одной версии, у груз. православ. общины, по др.- у эфиопов. Храм имеет 2 престола: сев. алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный,- царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно арм. преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, был удостоен схождения Cв. Огня.
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики имп. Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты к-рой взяты из истории Армении.
Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cв. Елены 13 ступенями соединена с католич. ц. Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австр. эрцгерц. Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского, «составляет ныне (нач. XX в.- Н. Л.) почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» (Дмитриевский. С. 591). В праздник Воздвижения греч. духовенством во главе с Патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из юж. дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался Патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах - по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся (Там же. С. 589-592).
Слева от правосл. плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна» (Леонид (Кавелин), архим. С. 91). В 1970 г. по благословению Армянского Патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды ц. св. Елены. Обнаружили помещение, доступ в к-рое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовня св. Вардана Зоравара (Полководца) или св. Армянских воинов-мучеников (проход в нее - из ц. св. Елены). В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 св. армянских мучеников, павших во время армяно-персид. войны в 451 г.\tab
Важнейшее из мест поклонения - ц. Голгофы (см. ст. Голгофа). Свой совр. архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 г. In situ на св. месте пребывает лишь сама скала, к-рую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5×11,5×9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к католич. приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному правосл. приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют правосл. и католич. приделы Голгофы (в визант. время они составляли единый храм). Правосл. престол, высотой 1 м, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в к-рое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27. 51).
Юж. придел ц. Голгофы - Пригвождение ко Кресту - принадлежит францисканцам. Он приобрел совр. вид в результате реставрации в кон. 30-х гг. XX в. по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 г. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из мон-ря Сан-Марко во Флоренции) пожертвован в храм в 1588 г. вел. герц. Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе ц. Голгофы. Под аркой, отделяющей католич. часть Голгофы от правосл., находится католич. алтарь Stabat Mater (по первым словам молитвы итал. поэта-францисканца XIV в. Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресв. Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2. 35) (скульптура пожертвована португ. кор. Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778). Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы (др. название - придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого), откуда видна расселина в Голгофе шириной ок. 15 см. Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью эпитропа храма (бывш. придел св. Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в греч. ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит греч. Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная франц. зодчим Журденом в 1160-1180 гг. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на зап. сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней. Под колокольней расположена ц. св. Сорока мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских Патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.
Слева от ц. св. Сорока мучеников под открытым небом находится ц. св. Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа св. Марии Магдалине (Ин 20. 11-18).
Слева от ц. св. Жен-мироносиц, в зап. части двора, помещается ц. св. Иакова, брата Господня, 1-го еп. Иерусалимского. Этот храм является приходским для правосл. арабов Иерусалима. В зап. части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от к-рой был голос прп. Марии Египетской.
Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая ц. равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой мон-рь во имя этих святых. Епископы Иерусалимские (с 451 патриархи) как законные блюстители главного христ. храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев правосл. патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм грекам и правосл. арабам, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 г. патриархом Софронием (обновлена в 1986). От убранства XVI в. сохранились иконостас и царские врата, к-рые в наст. время расположены в пещерной ц. свт. Николая Чудотворца Лавры св. Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из к-рого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма, Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала известна грекам после 1835 г., когда о ней рассказал рус. паломник А. С. Норов, посетивший Св. землю и напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении...» игум. Даниила.
Вост. сторону площади занимает греч. Авраамиев мон-рь, главный храм к-рого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа и жертвенного камня Авраама в совр. Иерусалиме принадлежит мусульманам (мечеть Куббат эс-Сахра (Купол скалы)), поэтому правосл. Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь ц. Воскресения.
Др. монастырская ц. Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном мон-ре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям нек-рых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).
Часть нижнего этажа Авраамиева мон-ря принадлежит грекам. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвящ. Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама. К северу от монастырских дверей находится вход в арм. ц. ап. Иоанна Богослова.
В сев.-вост. углу двора дверь между часовней cв. Марии Египетской и ц. ап. Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете к-рой расположена копт. ц. арх. Михаила, на верхнем - эфиоп. ц. Четырех живых существ (Тетраморфа).
Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики имп. Константина), посреди к-рой высится купол подземной ц. св. Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи мон-ря крестоносцев XII-XIII вв., заменившего в свою очередь древний Авраамиев мон-рь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются миниатюрные кельи эфиоп. монахов, вытесненных в букв. смысле слова «на крышу» в 1660 г., после утраты принадлежавших им св. мест внутри храма. За площадкой с эфиоп. мон-рем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены копт. общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм мон-ря посвящен основателю христ. иночества прп. Антонию Великому, др. храм - св. Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне св. Елены - самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Г. Г. х.
В юж. стороне площади, напротив входа в храм, расположено подворье Гефсиманского Успенского мон-ря (Малая Гефсимания). В этой миниатюрной по размерам церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 г., хранится плащаница Пресв. Богородицы (у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери). Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером ок. 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями» - дар гр. А. А. Орловой-Чесменской. По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница - произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX в., ее копии известны в российских храмах.